Играть Нельзя Запретить

А в каком месте этого утверждения вы поставили бы запятую? Или вы до сих пор не можете определиться: видео-приставка последнего поколения или накачанный играми мощный компьютер – это ценная вещь в вашем доме или лишняя и даже вредная? Если так, то вам стоит почитать дальше.
О вреде видео- и компьютерных игр сказано уже так много, что не хочется повторяться. В то же время говорят и другое: что у каждой медали есть две стороны, что даже змеиный яд в малых дозах – это лекарство. В мире проданы десятки миллионов приставок, а о компьютерных играх и говорить нечего – сегодня в каждой семье знают, что это такое. Так неужели такое количество родителей разных стран умышленно вредят своим чадам?
Конечно же, нет. Просто они понимают, что технический прогресс не остановить. Он неизбежно увлекает за собой новые и новые поколения людей. А раз нельзя изменить существующий порядок вещей, нужно найти в нем положительные стороны и обратить себе на пользу.
Итак, какие же преимущества мы можем найти у этого, казалось бы, поголовного увлечения детей и подростков?
Любая игрушка по своей природе всегда была не только развлечением, но и средством обучения чему-либо, развивала определенные навыки. Возьмем, например, видео-приставку. Она может стать прекрасным инструментом, как говорят психологи, для отработки социального взаимодействия, сотрудничества, вербального контакта, если ребенок играет в нее не один, а вместе с вами. Согласитесь, в жизни не так много ситуаций, когда дети могут оказаться в равноправном положении со взрослым: соревноваться, спорить о принятии решения, вместе идти к общей цели. А в некоторых играх они осознают, что нельзя победить в одиночку.
Очевидно, что полезны и даже незаменимы обучающие игры, которых сейчас разработано великое множество для младших школьников и детей постарше. Различные логические игры, ребусы, головоломки развивают сообразительность, логику, внимание, память. То же можно сказать и о играх-стратегиях  ( например, GTA5 Grand Theft Auto 5 для PS4 )  , которые не требует чрезвычайной концентрации и напряжения, а предназначены для размеренного продумывания многоходовых действий.
Можно привести и такой аргумент против жесткого табу на виртуальные игры: они дают возможность ребенку почувствовать себя своим в кругу сверстников, или, говоря взрослым языком, – компетентным в вещах, интересных большинству. Это вопрос авторитета в детской среде. Как мы, взрослые, стремимся быть в курсе популярных тенденций, так же и дети хотят соответствовать, не отстать, быть в теме. Им это просто необходимо для счастья.
А что скажут отпетые геймеры, играющие много и во все подряд? Одни считают, что им стало легче ориентироваться по карте или в пространстве, по слуху и памяти. У других развилась внимательность, повысилась скорость реакции на действия оппонента, улучшился английский. Кто-то отмечает, что получил первый опыт выбора в очень сложной ситуации, научился принимать нестандартные решения и даже бороться с унынием. Кроме того, по наблюдениям игроков, через игры можно приобрести навыки поиска работы, планирования прибыли и организации занятости людей, пережить множество увлекательнейших приключений. Правда, они же приводят не меньший перечень отрицательных эффектов…
И все же, на вопрос «Нужно ли запрещать детям компьютерные игры» – наш ответ «Нет». А нужно ли их дозировать? Безусловно, да! Это легко можно сделать через вовлечение ребят в активные виды отдыха, спорт, творчество – кому что больше нравится. Кстати говоря, это большое заблуждение, будто бы юное поколение повально увлекается компьютерными играми, видео-приставками, дни и ночи напролет готово проводить в залах с игровыми автоматами. Многим детям это просто неинтересно. Гораздо больше удовольствие для них – погонять в футбол или на велосипеде, потанцевать или что-то сотворить своими руками.

Только без фанатизма!

Главная опасность игр в том, что они могут вызывать зависимость. Увлеченный человек теряет чувство времени и ощущение усталости, поэтому не надо рассчитывать на то, что начинающий игрок сам скажет себе «стоп». Для этого есть мы, взрослые, мамы и папы, а также профессиональные воспитатели – чтобы присматривать, направлять и ненавязчиво контролировать. Важно знать, что зависимость начинается незаметно, поэтому развлечения ребенка в виртуальном мире должны быть управляемыми. Лучшее средство профилактики зависимости – своевременное переключение на что-то не мене захватывающее. Опасность таит и игровой контент, если он основан на визуализации насилия. Технологии шагнули так далеко, что графику уже с трудом отличишь от реальности. А это только усиливает разрушающее воздействие на психику ребенка. Поэтому никаких киллеров, зомби и кровавого хоррора!

Если следовать этим простым советам, то виртуальный мир видеоигр не нанесет вреда вашему чаду, а наоборот полнее раскроет его потенциал. Поможет ему быть современным и технологичным, идти в ногу со временем, а также позволит испытывать яркие эмоции, драйв, азарт, которые так необходимы в детском возрасте.
• Не злоупотребляйте видео-приставкой и компьютером для отвлечения малыша, чтобы не надоедал и не мешал заниматься своими делами.
• Сокращайте цифровое неравенство: разбирайтесь в играх, в которые играют ваши дети.
• Следите за контентом игр. Предлагайте ребенку игры не только развлекательные, но и развивающие, обучающие.
• Играйте вместе! Хотя бы время от времени. Это сближает, учит детей общаться со взрослыми на равных.
• Контролируйте, сколько времени ваше чадо проводит за компьютером или видеоигрой. Двух часов в день для подростка будет более чем достаточно.
• Помните, что игровая зависимость, как и любая другая, формируется незаметно.
• Помогайте ребенку переключаться на подвижные игры, спорт. Занимайтесь этим вместе, показывайте пример.

ВАЛЕРИЙ СЕРГИЕНКО, детский психолог:
Что важно знать, если ребенок увлекается виртуальными играми? 

В норме игра носит позитивно-развивающий характер, обогащает досуг, приносит положительные эмоции, удовлетворение. С психологической точки зрения поглощённость игрой – явление абсолютно нормальное. Ведь играющий ребёнок, а впрочем, и взрослый человек, получает массу новых впечатлений, что естественным образом стимулирует психические процессы. Повышенный эмоциональный тонус необходим для успеха в игре, которая требует активного восприятия, включённости, острого внимания и реакции.

Но! Важно отличать нормальную игровую активность от патологического процесса.
Повышенная игровая стимуляция в течение долгого времени может вызвать истощение нервной системы и, как следствие, – раздражительность, навязчивые и депрессивные состояния. Игроману уже требуются более сильные факторы возбуждения. Все это может приводить к нервным срывам.
Зависимого человека отличить очень легко: игровые впечатления для него сверхценны, он игнорирует важные стороны жизни, полностью поглощён виртуальной реальностью. Его мотивационная сфера искажена – что было важно и значимо, теперь не имеет значения.
Есть дети, склонные к развитию подобного состояния. Прежде всего, к группе риска можно отнести ребят, у которых дефицит общения, эмоциональный голод, трудности в общении. Также зависимости могут быть подвержены дети с холерическим темпераментом, с сильными, но неуравновешенными нервными процессами.
Чтобы не допустить зависимость, всегда, а в случае с играми – тем более, надо помнить о своей родительской, ведущей позиции. Ребенок должен быть обеспечен разнообразным досугом. Не стоит думать, что дети сами себя займут, развлекут, изобретут игры и т. д. Это прямой путь к тому, чтобы своими собственными руками подтолкнуть их к зависимости, ограничить их мир компьютерными играми. В норме виртуальные игры должны быть лишь наравне со многими другими занятиями.
Нужно воспитывать правильное отношение к виртуальной игре – не создавать ажиотажа, напряжённости, не заострять внимания, не восхищаться и не отзываться о ней негативно. Придерживайтесь установки: да, компьютерные игры – это здорово и интересно, но есть ещё масса других, не менее, а может быть даже более, интересных занятий. Зачастую, к сожалению, родители сами внушают детям сверхценное, трепетное отношение к компьютерной игре.